Контакты
Веб-ресурсы
Карта
RSS-лента          

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма


КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ



КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


Заведующая кафедрой – кандидат филологических наук профессор Ярмолинец Лариса Григорьевна

Кафедра иностранных языков осуществляет высококвалифицированную подготовку по иностранным языкам будущих специалистов различных сфер профессиональной деятельности.

На кафедре работают 12 преподавателей, в том числе 8 кандидатов наук (проф. Ярмолинец Л.Г., Шарикова Ф.Н., Анисимова О.Б., Осадчая В.П., Терпелец Ж.А., Щеглова Н.В., Назарова И.П., Сивакова Е.В.).


На кафедре ведутся занятия на дневном и заочном отделении по английскому, французскому и немецкому языкам, занятия по иностранному языку второму, занятия с магистрантами и практикум по иностранному языку «Sports Science» для аспирантов и соискателей, проводится защита ВКР на иностранном языке. Осуществляется подготовка по дополнительному образованию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».


Каждый из преподавателей вносит свой вклад в развитие кафедры, сохраняя при этом все то, что было накоплено за предыдущие годы - мудрость и опыт, умение разговаривать со студентами, коллегами, знание особенностей их характера и стремление опираться на то лучшее, что есть в каждом – вот что способствует созданию здоровой атмосферы творческого коллектива.

ДЕВИЗ КАФЕДРЫ: NUILA DIES SINE LINEA – НИ ДНЯ БЕЗ ЗНАНИЙ.

История кафедры

Кафедра иностранных языков – ровесница вуза. В 1969 году при активном участии ее основателя, первой заведующей кафедрой кандидата филологических наук доцента Щепакиной Екатерины Ароновны, а также молодых преподавателей Агафоновой Н.Т., Андреевой (Гавриловой) Л.Л. и Ярмолинец Л.Г. был заложен фундамент высокопрофессионального, творчески работающего коллектива, каким кафедра является и в наши дни. Здесь сложился свой особый стиль работы и взаимоотношений, которые поддерживаются последующими поколениями преподавателей. Но, как и прежде, в первых рядах задающие тон ветераны: зав. кафедрой, профессор Ярмолинец Л.Г., доцент Агафонова Н.Т., ст. преподаватели – Гаврилова Л.Л., Попова Л.Н. Первые преподаватели кафедры создали тот имидж, который существует и сейчас: высокий профессионализм, отличная филологическая подготовка и глубокие знания иностранных языков, плюс владение современными технологиями обучения, уважительное отношение к студентами, требовательность и строгость в сочетании с дружелюбием и готовностью помочь.
Ветераны кафедры


Екатерина Ароновна Щепакина (1925-2007) – основатель и первая заведующая кафедрой иностранных языков – яркая и глубокая индивидуальность, человек необыкновенной судьбы. Родилась и выросла в Румынии. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Заведовала кафедрой иностранных языков Томского института радиоэлектроники и электротехники. Знание древних языков позволило ей блестяще защитить кандидатскую диссертацию по сравнительно-сопоставительному языкознанию. С 1969 года была среди тех, кто основывал и создавал наш вуз. Последние годы жизни провела в Лондоне, где, имея доступ в библиотеку Британского музея, написала уникальные работы по истории религии.

Екатерина Ароновна была прекрасным человеком, талантливым ученым и педагогом. Достойны подражания ее педагогические принципы, высокий профессионализм, искренняя любовь к молодежи, подлинная интеллигентность и высокая культура общения. Период руководства кафедрой Екатериной Ароновной во многом определил климат большого коллектива, принятый представителями старшего поколения и как эстафету передаваемый все новым и новым молодым преподавателям: постоянный профессиональный рост и творческий поиск, обмен опытом, внимательное и уважительное отношение к коллегам и студентам.


Заведующая кафедрой иностранных языков кандидат филологических наук профессор Лариса Григорьевна Ярмолинец, окончила Кубанский государственный университет в 1970 г. и поступила на работу на кафедру иностранных языков КГИФК. Прошла путь от преподавателя до профессора, заведующей кафедрой. В 1985 г. после окончания аспирантуры при кафедре английской лексикологии и стилистики Одесского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию по теме «Игровая спортивная терминология в современном английском языке».
Занимается проблемами отраслевой терминологии, спортивной терминографии и профессиональной лингводидактики, разработкой вопросов использования данных лингвистических исследований в практике обучения языку специальности. Владеет технологией интенсивного обучения общению на английском языке (эмоционально-смысловой метод). Разработала и внедрила в практику преподавания модульную структуру курса иностранный язык, интенсивную технологию обучения профессиональному общению и чтению отраслевого текста, методику проведения занятий по межкультурной коммуникации, практикум по английскому языку для магистрантов и аспирантов. Является создателем авторского курса английского языка для высших учебных заведений физической культуры, в основе которого лежат положения интерактивных методик обучения иностранным языкам. Опубликовано более 130 научных работ.

В настоящее время занимается проблемами институционального дискурса (спортивный и олимпийский дискурсы), профессиональной лингводидактики, e-Learning, обучения иностранному языку в вузах физической культуры. Под её руководством в КГУФКСТ' открыт «Центр языковой подготовки» - как форма дополнительного лингвистического образования в вузе физкультурного профиля. Получена лицензия и ведётся обучение по программе дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Л.Г. Ярмолинец является членом национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ). Награждена почётным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», имеет звание «Заслуженный учитель Кубани» и «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».


Учебно-методическая работа

Процесс обучения ведется по инновационным технологиям, основанным на положениях коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков.

Можно выделить следующие особенности обучения иностранному языку в КГУФКСТ:
- понимание языка как одного из аспектов социальной деятельности человека и как средства общего образования и воспитания студентов путем приобщения к иной культуре;
- учет прагматических целей изучения иностранного языка будущими специалистами профессиональной сферы, для которых ведется подготовка в КГУФКСТ;
- компетентностный подход при рассмотрении процесса обучения иностранным языкам;
- использование положений суггестии и интенсивных и интерактивных методов при обучении общению;
- учет лингвистических особенностей профессионального дискурса предметной сферы деятельности выпускников ВУЗа.



В ближайшее время планируется:
- внедрение в учебный процесс дистанционного компонента с использованием обучающей платформы Edmodo и Moodle;
- разработка комбинированных форм обучения (blended learning) и электронных средств обучения (e-learning);
- создание и внедрение в учебный процесс учебных пособий: - «Для аспирантов и магистрантов»; - «Иностранный язык в профессиональной сфере»; - «Французский язык для бакалавров физической культуры»; - «Виды спорта летних Олимпийских и летних Паралимпийских игр»;
- методические указания по использованию образовательной платформы Edmodo в учебном процессе.



За последние пять лет преподавателями разработаны и внедрены в практику обучения 28 учебных пособий.
Пособия Olympic Winter and Paralympic Winter Games sports рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 – Физическая культура.
Принимая во внимание современную ситуацию в российской системе образования, кафедра ищет резервы модернизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, реализует новую языковую политику в области лингвистического образования.

Научная работа

Постоянный творческий поиск ответа на вопросы: «чему учить?», «как учить?», «посредством чего учить?» нашел отражение в разработке тем научного исследования кафедры: «Язык для специальных целей в спортивном вузе», а затем «Иностранный язык в аспектах профессиональной коммуникации».



В настоящее время преподаватели кафедры исследуют проблему спортивного дискурса как вербального воплощения сферы физической культуры и спорта. Исследование реализуется в рамках деятельности научной школы по направлению 13.11.21 – культура и её специализированные сферы. Исследование направленно на определения статуса спортивного дискурса в общей системе языка, его всесторонний (лексический, прагматический, функционально-семантический, жанровый, др.) анализ, описание его лингвистической составляющей.

Исследовательская работа затрагивает следующие аспекты: терминология (Ярмолинец Л.Г., Осадчая В.П., Назарова И.П.), жанровая специфика (Ярмолинец Л.Г., Анисимова О.Б., Шарикова Ф.Н., Щеглова Н.В.), гендерный аспект (Терпелец Ж.А.), этнокультурная составляющая (Ярмолинец Л.Г., Щеглова Н.В., Терпелец Ж.А., Душко М.С.), когнитивно-прагматический аспект (Сивакова Е.В.), психологический аспект (Душко М.С.).

Результаты научных изысканий нашли отражение в большом количестве публикаций, научных докладов и учебных пособий, используемых в учебном процессе. С 2010 года преподавателями кафедры опубликовано около 138 статей, тезисов, монография, 24 учебных пособия и рабочих тетрадей для разного контингента студентов. Все издания внедрены в учебный процесс КГУФКСТ.
Ежегодно сотрудники кафедры участвуют во всероссийских, международных и вузовских конференциях. Таким образом, достигается интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры, что способствует качественной подготовке студентов.

Успешно проходит защита выпускных квалификационных работ на иностранном языке. Все это осуществляется благодаря таким блистательным преподавателям, ученым, энтузиастам своего дела как проф. Ярмолинец Л.Г., доцентам Шариковой Э.Н., Анисимовой О.Б., Щегловой Н.В., Терпелец Ж.А, Осадчей В.П., Гетман Е.И. и др.


Студенческие научные конференции – яркий показатель мотивированности студентов в изучении иностранных языков. На конференциях выступают студенты с различным языковым уровнем, но с огромным творческим потенциалом, желанием поделиться интересной информацией, принять участие в дискуссиях на иностранном языке.


Основные направления, которые объединяют студенческое научное общество кафедры иностранных языков – межкультурная коммуникация и иностранный язык в профессиональной сфере.

Ежегодно студенты под руководством преподавателей кафедры иностранных языков представляют на секционном заседании доклады на английском, немецком языках, выполненные на основе мультимедийных технологий. Результаты совместной работы преподавателей и студентов публикуются в научных сборниках вуза.

Воспитательная работа

Ежегодно преподаватели кафедры проводят весенний марафон «Мы изучаем иностранные языки». Это своего рода PR-акция, включающая ряд мероприятий. Среди них выставка стенных газет и фоторабот студентов «Мы изучаем иностранный язык», стенд «Центр языковой подготовки», брошюры, формирование банка информационно-справочных материалов, которые размещены на стенде.


Преподаватели кафедры уделяют большое внимание созданию контекстной мотивации, одним из компонентов которой являются интерактивные занятия с элементами деловой игры. Эти занятия, разработанные в рамках диссертационного исследования, ежегодно проводятся на первом курсе всех факультетов («Sport speaks English», «If you don’t know the language you are not in the profession»). Главная задача подобных уроков – показать профессиональные перспективы использования иностранного языка. Первокурсники принимают активное участие в разнообразных заданиях и демонстрируют имеющиеся знания в области культуры, истории, страноведения изучаемого языка, и, что немало важно, ощущают ситуацию успеха. Непосредственное общение с приглашёнными высококлассными специалистами, профессионалами своего дела, наглядно доказывает необходимость использования иностранного языка в будущей профессии и важность его изучения.


Продемонстрировать высокий уровень языковых знаний и умений студенты могут на олимпиаде по иностранному языку, которая охватывает широчайший спектр номинаций (лучший переводчик; лучший декламатор; лучшее владение различными видами чтения на иностранном языке; лучший знаток грамматики, лексики и страноведения). Участники конкурса проектов «Мы изучаем иностранные языки» в своих работах отражают возможность использования иностранного языка в профессиональной деятельности, а отдельные работы даже содержат практические советы по изучению и использованию иностранного языка в профессиональных целях, например, как быстро запомнить новые слова, возможности использования электронного словаря и т.д.


Творческий потенциал студентов полностью раскрывается на ежегодном гала-концерте «Мы изучаем иностранные языки». В программе концерта – танцы, песни, стихи, сказки, сценки на английском, немецком и французском языках. Призёры проведенных конкурсов получают заслуженные награды, а гости и зрители - незабываемые впечатления от грандиозного праздника. На концерт приглашаются выпускники вуза, которые делятся своей историей успеха профессионального становления, важной составляющей которого является блестящее владение иностранным языком.








Много лет студенты участвуют во Всероссийском фестивале вузов физической культуры по номинации «Лингва» и занимают призовые места.
Внеаудиторная работа по иностранному языку даёт возможность студентам использовать иностранный язык как средство общения, демонстрирует широкие возможности его применения, доказывает необходимость изучения этого довольно таки сложного предмета.


Адрес: г. Краснодар, ул. Буденного 161
e-mail: inyaz_sportmail.ru

кабинет заведующей кафедрой – ауд. 315
преподавательская – ауд. 315

учебные аудитории (центр языковой подготовки) – ауд. 124, 125, 126, 127, 128







 
Яндекс цитирования