Контакты
Веб-ресурсы
Карта
RSS-лента          

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма


В ПОМОЩЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Как написать доклад
«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

· Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
· Составление библиографии.
· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
· Разработка плана доклада.
· Написание.
· Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
· предложения могут быть длинными и сложными;
· часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
· употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
· авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
· в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Как подготовить доклад по гуманитарным наукам — смотри памятку «Как написать реферат».
Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.

Общая структура такого доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.
· Титульный лист
· Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
· Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
· Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
· Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
· Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке «Как написать реферат».
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
· Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
· В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
· Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
· Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
· Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
· Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.
· Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
· Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
· Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
· Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.







 
Яндекс цитирования